Это интервью было опубликовано в апрельском номере журнала LOOK-IN-FOTO. В нем было затронуто так много важных для каждого фотографа моментов, что сегодня я решила дать к нему доступ всем желающим.

Сегодня, уважаемые читатели, мы с Вами отправляемся в гости к очень интересному фотографу. Вернее, даже не одному, а сразу к двум фотографам, которые снимают вместе. О том, как им это удается, должна ли фотография висеть на стене, об арт-рынке и отборе фотографий. И еще о многом и важном в фотографии рассказали мне Мария Снигиревская и Петр Лебедев

ДС. И.Ильф и Е.Петров на вопрос «как вы пишете вдвоем» отвечали "как братья Гонкуры — один бегает по редакциям, а другой стережет рукописи, а как вы фотографируете вдвоем?

ПиМ. Это несложно. Например, мы снимаем один сюжет двумя камерами одновременно, затем отсматриваем «контрольки», делаем первый отбор, печатаем выбранное в большом формате, делаем второй отбор, спорим. Нам, конечно, понятно кто именно нажимал кнопку при съемке окончательно выбранного кадра, но во всей цепочке от выбора сюжета до готовой фотографии важность этого события для нас не так уже велика. Еще проще, когда съемка ведется одной форматной камерой. Мы имеем возможность тыкать пальцем в матовое стекло и говорить по очереди где плохо, а где хорошо. Главное — среди нас нет желающего занять пост Главного фотографа.

Books

ДС. Интересно — Вы говорите «сюжет», хотя многие фотографы предпочитают говорить «объект». Вы разделяете эти понятия? И как определяется сюжет?

ПиМ. Отвечая на первый вопрос, я был далек от поиска точных значений тех или иных слов. Живая речь в этом смысле дает некоторую свободу. Говоря по-простому, «объектом» для меня может быть что угодно: тень, облако, взгляд, глаз и т.д... Совокупность объектов создают композицию (масло масляное))) находясь на сцене, т.е. перед камерой. «Сюжетом» ( опять-же для меня ) является такое динамическое сочетание объектов, при котором возможно будет сделать фотографию, которую, возможно, будет интересно посмотреть. Увидеть сюжет, предположить, что он будет развиваться — это для меня сигнал к готовности. Хотя само слово «сюжет», может быть, не самое подходящее.

материализация чувственного образа

ДС. «вы работаете в „аналоге“; это вопрос привычки или „цифра“ для вас что-то в принципе неприемлемое?»

ПиМ. Прежде всего для нас неприемлемым является картинка на мониторе как конечный результат. Каким фотоаппаратом сделана фотография — не важно. Это все равно фотография. Но, если для нас конечным результатом является фотография, напечатанная на бумаге, и место ей на стене, то приходится соблюдать некоторые технологические требования: качество изображения, бумаги, выцветаемость и т.д.

Натюрморт с пивной бутылкой

ДС. Вы следите за творчеством других авторов? вообще, интересуетесь ситуацией в области художественной фотографии, или предпочитаете не отвлекаться?..

ПиМ. Мы следим за творчеством некоторых авторов, например, Бориса Савельева. Георгий Пинхасов очень плодотворный, за ним и следить не успеваешь. Это происходит от того, что мы любим саму фотографию как творчество. За ситуацией следим, но не за той, которую нам навязывают. Не интересуемся разговорами о том, как завоевать арт-рынок или о том, кто достоин его завоевать, а кто — нет.

Venice 2012-18

ДС. А арт-рынок есть? Есть что завоевывать — или с этим вопросом не к вам?

ПиМ. Конечно, он есть. Наверное, переживает кризис. В деталях я не разбираюсь, но знаю, что, наши работы рынку не нужны. Если мы начнем им интересоваться, как-то к нему подстраиваться, рынок лишит нас творчества и ничего не даст взамен.

Повседневная жизнь

ДС.  В таком случае у вас есть какие-то свои ориентиры для оценки собственного творчества — если не секрет, поделитесь.

ПиМ. Мы отбираем из массы фотографий те, в которых видим намек (полунамек, четвертьнамек и т.д.) на существование единства всего сущего. Пишу в прямом смысле и с маленькой буквы. Рецепта приготовления таких фотографий у нас нет. Но все-же кое-что известно. Например, хорошая фотография может получиться случайно. Еще возможно выйти из плена «бытового» сознания, при фотографировании — из плена бытового взгляда (взгляда большинства).  В эти секунды ты живешь свою жизнь. Я бы даже определял духовный возраст человека по времени пребывания в таком состоянии. Хорошо, если фотография отвечает на твои личные вопросы, например: кто я?, где я? чему я должен соответствовать, если исключить большинство? Отобранные таким образом фотографии конструктивно участвуют в строительстве твоего мировоззрения. Они не обязаны нравиться посторонним. Еще они могут устареть. Такие мы изымаем из коллекции.

зверь

ДС. Петр, благодарю Вас за ответы! У меня остался последний вопрос.

«Наш журнал ориентирован на начинающих фотографов. Многие из них ищут свою индивидуальность, свой путь в фотографии. Какой совет Вы можете дать начинающему творцу, вступающему на этот сложный, но интересный путь?»

ПиМ: У меня есть много советов! Например, быть упорным и не отступать, меньше зависать на форумах (через них распространяется много ошибочной информации), не торопиться обозначать свою индивидуальность, знать, что высокая «скорострельность» камеры дает нулевую вероятность попадания и т.д. Но вместо множества советов дам один — главный. Надо учиться. У кого есть возможность — лучше в каком-нибудь из европейских университетов. У кого нет такой возможности (или пока нет) — надо найти здесь хорошую школу фотографии.

Спасибо большое Петр и Мария! Желаю Вам творческих успехов. БУдем ждать новых фотографий!

Вам это также будет интересно:

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Общайся со мной