Сегодня на одном очень известном фотосайте встретила серию фотографий под названием «Мама», автор посвящает её «всем матерям ныне щивущим, окруженным любовью своих детей» . Переходя по ссылке, я даже не подозревала, что после, напишу свему другу такое сообщение: «...надо же было с таким названием такую жуткую серию сделать — хоть в петлю лезь...». Весь день меня не отпускают мысли об этих фотографиях, поэтому я решила разобраться откуда ноги растут ут у таких неприятных фотографий.

Как самая теплая в мире тема превращается в печаль и боль.

Я повторяю всегада, и наверное никогда не устану повторять, что хороший фотограф — это человек с богатой фантазией и умением слышать «дыхание» любого предмета, ситуации, и уж тем более, человека.

Да, страх — это обратная строна красоты. И, наверное, не стоит бояться в фотографии поднимать темы старости, болезни, печали и т.д. Иначе мы все погибнем от переедания сладко-притарной, розово-облачной красотой.  Но здесь речь не о том.

В этой серии, так ласково названной «Мама», автор развернул картину  безысходности и пустоты, а не тепла и нежности маминых рук.  При чем сделал он это не нарочно. Видно, что он не собирался никого обижать, выставлять в невыгодном свете. Он попытался показать жизнь, такой какая она есть. И передать в фотографиях любовь матери к сыну. Но не вышло. Серия начинается с крупного плана маминых рук, лежащих на костыле, внутри — засовы, запоры, замки, металические ванны, окна — все очень жесткое, грубое. Дальше проскакивает бутылочка с лекарством, и заканчивается серия портретом плачущей бабушки. И усугубила картину  обработка — ч/б+черное веньетирование. Автор, похоже, доволен. Принимает комплименты от коллег. Но что же задело меня? Почему я считаю эту серию неудачей?

Все дело в том, что когда Вы хотите передать в кадре свое особенное отношение к объекту съемки, нужно находить в нем нечто большее, чем Вы о нем знаете.  Нужно прислушаться и найти то самое «дыхание», которое и будет завораживать зрителя. Это очень сложно объяснить, здесь нужны полет фантазии (о способах развития фантазии я писала в этой статье) и озарение во время съемки. Только тогда и можно приступать к съемке.

Откуда берется озарение? Есть много факторов, но один из самых главных — это открытость миру. Мир всегда показывает нам много путей. Но мы, чаще всего держимя за самый очевидный. Вот и здесь. Деревня, старый домик, в котором многое сделано руками деда, одинокие пожилые  женщины, вечно ждущие своего сына/внука, сложный неустроенный (по городским меркам) быт и лекарства. Но ведь это все — шелуха, это только в первом приближении. Я ни секунды не сомневаюсь, что на этом  же материале можно было снять действительно теплую серию, которую не нужно будет пояснять, что это «дед своими руками делал, поэтому так ценно». Фотографии сами говори ли бы за себя. Вспомните детство! Ведь в детвтсе нас никогда не пугали бытовые неудобства. Мы в каждом дне находили сказку, красоту, и счастье. Когда Вы фотографируете — становитесь ребенком. Нужно снимать так, чтобы Ваш фотоаппарат был волшебным фонарем, на миг освещающим тайную жизнь того, что Вы собираетесь запечатлить.

PS. Думаю, что на страницах моего сайта, Вы еще не раз встретите размышления на эту  сложную тему.  Я уверенна, что очень важно в ней разбираться и понимать.

PSS. Автор рисунка на обложке статьи — Юрий Купавых

 

 

 

 

Вам это также будет интересно:

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Общайся со мной