О композиции в фотографии постоянно идут незатихающие споры. Одни считают, что ответы на все вопросы дал Лапин. Другие, наоборот, утверждают, что Лапин пустил пыль в глаза, и его «Фотография как…» никак не отвечает на вопросы о композиции в фотографии. Я больше поддерживаю вторую категорию спорящих.  Почему? Это тема отдельного разговора. А вот с чего нужно начать, пытаясь разобраться с фотокомпозицией, читайте в этой статье.

Правда о фотокомпозиции.

Каждый раз, когда мы смотри в видоискатель (я надеюсь, что именно туда вы смотрите, пытаясь сделать фотографию) мы компонуем кадр. И правда заключается в том, что нет никакого секретного секрета, никакой волшебной формулы, позволяющей сделать кадр гениальным!

Все дело в том, что для того, чтобы получать отличные кадры, необходимо очень внимательно смотреть в видоискатель, не торопиться жать на кнопку. И не просто смотреть,  а видеть свой объект  съемки. Прочувствовать его. Понять какой он – теплый, холодный, мягкий, нежный, жесткий, страшный. Проследить его связи с окружающим пространством. Выберете оптимальную крупность плана и точку съемки. И только после этого окончательно скомпоновать кадр и нажать на кнопку.

Чем больше Вы будете практиковаться, тем быстрее у Вас будет происходить всё вышеописанное. А потом настанет момент, когда Вы и вовсе не будете думать об этом.

Фотоаппарат – всего лишь железка, которая фиксирует то, на что Вы навелись и не более того.

 Несколько шагов к хорошей композиции.

Шаг первый.

Необходимо осознать и принять, что камера «видит» не так, как Вы. Мы фотографируем, потому  что у нас есть чувства и ощущения. У камеры их нет, и, видимо, никогда не будет. Вы видим цвет и свет, мы определяем насколько этот свет теплый или холодный. Мы понимаем каковы фактура и форма объекта.  Мы видим изображение трехмерным. Мы слышим шум ветра и шорох листвы, мы вдыхаем аромат морской волны и цветочного поля. Хотим мы или нет, но наше эмоциональное состояние влияет на сам кадр. И теперь представьте себе, что все это богатство ощущений нам нужно передать при помощи фотоаппарата, не имеющего всех этих чувств, а результатом наших трудов станет фотография – двухмерное изображение нашего трехмерного мира! Теперь Вы понимаете, что для того, чтобы получались отличные фотографии необходимо работать? И не просто работать, а очень много работать!

И неважно каким фотоаппаратом Вы снимаете. Только Вы сами влияете на суть вашего изображения.

Шаг второй.

Фотография дает зрителю лишь небольшой участок того пространства, в котором мы снимаем. Особенно это касается пейзажа.

Наш глаз действует иначе. Начнем с того, что у нас два глаза, и каждый видит по-разному.  Мозг, соединяя воедино две эти картинки, дает нам представление о глубине пространства и пространственных взаимоотношений.

Вы пробовали когда-нибудь смотреть в бинокль одним глазом? Если нет, то обязательно попробуйте посмотреть в него сначала одним глазом, а потом двумя, и Вы увидите насколько картинки будут отличаться.

Плюс, когда в жизни мы видим только часть какого-то объекта, предыдущий жизненный опыт нам подсказывает – что находится за пределами. Мозг достраивает цельную картинку, а мы этого даже не замечаем.

Как Вы, догадываетесь, у фотоаппарата нет  таких  мозгов как у нас – как бы не старались производители:-). Поэтому, для того, чтобы научиться при помощи изображения только части какого-либо объекта, убеждать своего зрителя, Вам необходимо научиться очень внимательно смотреть. И, особенно если это пейзаж, научиться выделять главное, для того чтобы передать все великолепие того, что в кадр никогда не поместится.

 

Корова. Испания. Дарья Стаценко. 2011

Корова. Испания. Дарья Стаценко. 2011

Эта фотография сделана только на ощущениях. Свет заливал весь кадр. Я шла фотографировать  гору, усыпанную цветущими деревьями. Но шорох в кустах меня отвлек. Я посмотрела в сторону и увидела силуэт  коровы. В этот момент я поняла, что именно эта часть из всего великолепного пейзажа будет отражать его суть. Я на глаз выставила экспозицию и нажала на кнопку. Это был последний кадр пленки, и я не прогадала!

Советы

  • Во время съемки – отдавайтесь своим ощущениям, думать будете при разборе полетов!
  • Всегда внимательно разбирайте свои фотографии, и задавайте себе вопрос «Что можно улучшить в этом кадре?». Уверенна на 90%, что вы найдете ответ на этот вопрос, и в следующий раз Ваш кадр будет лучше.
  • Снимайте больше – только так можно научиться композиции.
  • Смотрите, буквально впитывайте в себя работы великих мастеров – этот опыт будет всегда положительно работать на Вас.

Я искренне желаю Вам успехов в освоении этого волшебного искусства! А я Вам в этом обязательно помогу!

 

Вам это также будет интересно:

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Общайся со мной