Для того, чтобы правильно выставить экспозиционные параметры для каждого снимка, необходимо понимать основные принципы работы экспонометра. Это не значит, то его нужно разобрать на части и выучить каждый винтик:-) Мы поговорим о смысле тех данных, которые он выдает.

Экспонометр. Секреты работы.

экспонометр
Экспонометром можно измерить освещенность или яркость объекта съемки.  Самый эффективный и точный метод такой: вам нужно встать на место объекта съемки, держа в руках экспонометр.  При этом экспонометр должен быть направлен в сторону фотокамеры и настроен на измерение падающего света. (В экспонометрах советских времен в этом случае  на окно фтоприемника должна быть надета молочная насадка ).   Таким образом мы измеряем падающий свет со стороны камеры на объект съемки, и определяем какое количество отраженного света попадет в объектив нашей камеры.
Такие точные измерения дают возможность правильно воспроизвести на снимке детали в тенях и в светах. Но, конечно же, этот способ может использоваться только на съемках в студиях или в небольших помещениях, да и то не всегда. В  подавляющем большинстве нам приходится измерять уже отраженный свет.  Это происходит всегда, когда мы пользыемся встроеным экспонометром и почти всегда — с ручным.
И вот тут начинается самое главное. Вы, наверняка догадваетесь, что разные объекты отражают свет по-разному. Так, например белоснежная горная вершина отразит света в разы больше, чем её скалистая сестра. Все экспономерты, работающме по принципу измерения отраженного света (а именно такой стоит сегодня в кажой фото и видео камере) обязательно калибруют.  И делают это исходя из предположения, что объект отражает 18% света, падающего на него.  Это соответсвует прмерно отражательной способности нашей ладони.

Что дает Вам это знание.

Теперь, когда вы увидите, что отражающая способность Вашего объекта съемки сильно отличается от 18%, то будете понимать. что встроенный экспонометр даст неверные значения, и Вам нужно осознанно внести поправки.

Типичные ошибки измерений

1. Если Вы снимаете какой-то пейзаж, и включаете в кадр светлое небо, или поднимаете камеру вверх, чтобы сфотографировать какое-либо высокое здание, или снимаете широкоуголным объективом, который в любом случае будет захватывать много неба. Во всех перечисленных случаях Вы видите присутсвие очень яркого объекта в кадре. Именно этот объект и будет сбивать с толку Ваш экспонометр. Вам будет предложенио установить экспозицию меньше, чемм необходимо. Из-за чего в кадре появится недосвет. Все Ваши объекты на фоне неба будут слишком темными, да и само небо, скорее всего окажется мрачным. В этом случае, вы должны осознанно отправить стрелку экспонометра в «+» на 1-2 деления. То есть, он доллжен показывать Вам  «пересвет». Благодаря этому Вы проработаете в кадре детали в тенях.
2. Обратная ситуация — Ваш объект сильно темнее нашей стандартной ладони отражающей 18 % света. Экспонометр будет давать избыточную экспозицию. Решать эту проблему можно аналогично первому случаю, только наоборот. Стралку экспонометра надо увести в «-» на 1-2 деления.
Всегда внимательно всматривайтесь в объект, сравнивайте его с отраэжающей способностью своей ладони, и, если объект сильно светлее — то экспозиция будет недостаточной, а если — темнее — то Вы получите избыточную кспозицию.
В ручную устанавливая экспозицию, всегда наблюдайте за отражательной способностью Вашего объекта съемки, всегда сравнивайте со своей ладонию. Получив результаты измерений от  экспонометра, оцените, насколько больше или меньше должна быть правильная экспозиция, и внесите изменения. С каждым разом Вы будете нарабатывать хороший опыт.
Так, например, при контровом свете, сторона объекта, обращенная к камере, остается в тени, а окужающее пространство — очень светлым.  И тут Вам, как автору, необходимо решить, что нужно в итоге. Если силуэт, на нормальном фоне, то, скорее всего,  можно принять те параметры, которые выдаёт экспонометр. А вот если необходимо проработать детали в тенях, а фон сделать ярким, то тут, надо уводить стрелку экспонометра в «+» на одну-две ступени.
Еще одна хитрость. Если Вы снимаете пейзаж с ярким небом, который собираетесь включить в кадр, то сначала измерте экспозицию без неба, установите нужные параметры, и только потом компануйте Ваш кадр.
Самый главнй секрет успешной работы с экспонометром заключается в постоянной практике. Если вы будете постоянно и осознанно работать с настройками экспономета, то через небольшой промежуток времени заметите, что научились незадумываясь выставлять корректировать показания экспонометра правильно.
PS. Не важно снимаете Вы на пленку или на цифру. Правильно поэкспонированный кадр — залог успешного Вашего удовольствия при подготовке к печати фотографий, и удовольствия от работы с самим отпечатком.

Вам это также будет интересно:

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Общайся со мной