Глубина резкости – это расстояние резкого изображения до и после той точки, на которой Вы сфокусировались.  Хотя многие  слышали о таком понятии, как глубина резкости или ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), но не многие осознанно  применяют этот инструмент в своих фотоработах.  Сегодня я опишу  некоторые принципы контролирования глубины резкости и её творческого применения.

Глубина резкости.

William Eugene Smith
William Eugene Smith

“ Что толку в глубине резкости, если не испытываешь глубоких чувств ? ” (W. Eugene Smith)

Техника.

Для того, чтобы играть с глубиной резкости, нужно иметь в своем арсенале объективы, дающие свободу в этом отношении. А именно. Если это широкоугольный (например, 20мм), нормальный (50 мм) или портретный (75 мм) объективы, необходимо, чтобы шкала диафрагменных чисел начиналась  с 1.4 или 1.8. В этом случае, Вы сможете, открывая диафрагму,  достигнуть   минимальной глубины резкости. Так, например, при диафрагме 1.4, фокусном расстоянии 50 мм, и расстоянии до объекта около 1.5 м, у меня получалась глубина резкости не более 5 см.

Если Вы используете телеобъективы (от 200 мм), то тут не так принципиально иметь минимальное диафрагменное число 1.4. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше будет глубина резкости. Поэтому, даже  при диафрагме 4 резкой может оказаться только та точка, на которую Вы сфокусировались.

Три кита ГРИП

Существуют три основных фактора, определяющих глубину резкости.

1. Диафрагма.

Тут стоит запомнить простое правило – чем больше диафрагменное число, тем больше глубина резкости.  Так, например, устанавливая f/11  или f/16 Вы получите несравненно большую глубину резкости, нежели при использовании f/1,4  или f/2,8.

Или можно еще так сформулировать – по мере того, как Вы будете увеличивать диафрагменное отверстие, глубина резкости будет уменьшаться и наоборот.

2. Фокусное расстояние объектива.

Мы уже упоминали об этом правиле выше, но сформулируем его здесь более точно. Итак, чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Если для эксперимента, мы сделаем снимки: а) широкоугольным объективом  20 мм с диафрагмой f/16; б) при той же диафрагме, но объективом с фокусным расстоянием  200 мм. В результате мы увидим, что глубина резкости во втором случае будет гораздо меньше, чем в первом.

3. Расстояние до резкого объекта.

И еще одно правило. Чем дальше камера находится от точки наведения на резкость, тем  больше будет глубина резкости, вне зависимости от диафрагмы и фокусного расстояния объектива.  Так, например, объектив 85 мм с диафрагмой f/11 даст меньшую глубину резкости, если вы сфокусируетесь на точку в расстоянии 1 м от него, нежели если Вы будете наводиться на точку,  удаленную на 10 м.

 

Зная о том, как работают три правила, приведенные выше, Вы с легкостью сможете выбрать параметры, подходящие для идеи Вашего кадра.  Так, например, теперь Вы точно будете понимать, что для достижения минимальной глубины резкости Вы будете использовать минимально возможное диафрагменное число и максимальное фокусное расстояние. А для максимальной глубины резкости – все наоборот – максимальное диафрагменное число и минимальное фокусное расстояние.

Конечно, хорошо знать при помощи каких инструментов можно регулировать глубину резкости. Но здорово, когда  Вы сами можете отслеживать ситуацию во время съемки.

Здесь на помощь придет использование гиперфокального расстояния. К сожалению,  не на всех современных объективах наносят эту шкалу.

Еще до того, как нажать на кнопку, Вы можете проверить ближнюю и дальнюю точки резкоизображаемого пространства.

Если на вашем объективе есть шкала, которая нанесена с обеих сторон красной риски,

то, после наведения на резкость, взгляните на эту шкалу , и вы увидите, какие расстояния окажутся напротив той диафрагменной цифры, которая у Вас в данный момент установлена. Эти расстояния и будут – самой ближней и самой дальней точками резкоизображаемого пространства при данном числе F.

Зачем это нужно?

Часто, при съемке пейзажей широкоугольником, например, бывает, что глубины резкости не хватает. Даже, несмотря на то, что число f – максимальное. И вот здесь-то мы и можем использовать знания о гиперфокаьном расстоянии.  Это позволит максимально увеличить глубину резкости.

Нужно, установить необходимое число диафрагмы,  навестись на резкость на бесконечность, а затем посмотреть какая ближайшая точка резкости будет соответсвовать данному значению диафрагмы.  Это и есть гиперфокальное расстояние.

Затем наведитесь на резкость   на ближнюю точку. После этого глубина резкости будет охватывать пространство от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

 

 

Вам это также будет интересно:

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Общайся со мной